Октябрьская Революция

Дмитрий Покров

Субъективный взгляд на мир

Previous Entry Share Next Entry
Опять о советском образовании
Октябрьская Революция
dmpokrov

Реакция на мои размышления о советском образовании, точнее о его КПД после преодоления человеческой косности, показала довольно интересную проблему: омаразмачивание защитников Советской страны.
Например, olleke_bolleke пишет обо мне и моем тексте:
Судя по всему, идиот этот учился в спецшколе для трудных детей, чем и бахвалится ныне.
У нас, в средней школе №17, поселок Аэропорт (в 80-х годах тоже) было вот что:
-если на уроке географии самая отсталая девочка (Мантя была- двоешница) не могла показать, к примеру, Египет, над ней весь класс смеялся, типа как можно было быть такой тупой.
Но вообще пост у него интересный получился, типичная суворовщина.

 

Я долго искал в своем посте суворовщину (точнее резуновщину), но что-то не нашел. Ну не умею я находить того, чего нет. Зато в посте olleke_bolleke я нашел подтверждение своим словам: советское образование не смогло воспитать советского человека, чьи качества как раз должны были быть противоположны описанным Oleg – не смеяться над «тупой Мантей», а помогать ей должен нормальный восптанный школьник. Но быдлу этого не понять видимо, поэтому он и начинает опускать других тем самым возвышая себя. Образованный негодяй всегда хуже неграмотного.
«Понравился» и комментарий blackabbat: «В каждом классе был один (не больше) тупица, который не мог найти на карте нууу... ну допустим, Уругвай. И все и правда над ним прикалывались. А вот чтобы континент не найти? Таких не было. А учился я в 10 школах»
Да хоть в 150-ти – это не показатель. Но показатель снобизма автора комментария на лицо. Если человек не может что-то найти на карте это не признак того, что он «тупица», что я, кстати и подчеркнул в своем посте: «Остальные хоть и не были тупицами, но не отличались особой любознательностью, эрудицией, начитанностью…». Опять же если я пишу собственные наблюдения, то они мои и я не вижу смысла их подделывать под мнение особо ретивых «советских опричников». В противном случае фильм Говорухина «Так жить нельзя» самая правдивая кинолента за всю историю. Ведь никто не станет отрицать, что в дореволюционных магазинах полки ломились от избытка товаров. Вопрос в другом: Кто их мог покупать? На этот вопрос Говорухин не ответил, как и «идеальные советикусы» не ответят на вопрос: Если было такое замечательное образование, то почему люди, получившие его так подвержены влиянию мракобесия? Вот где проблема, о которой пасторальщики типа С.Кара-Мурзы предпочитают молчать.
В ходе обсуждения моих размышлений поднялся вопрос о так называемом «срезе знаний», который, якобы, может дать представление об успешной/не успешной системе образования. Начал изучать этот момент и понял, что все это чистой воды формализм, а не то, что дает ясную картину в отношении уровня КПД образования. А так как я не особо разбираюсь в технологии «срезания», то просто привожу заметку, где эта проблема немного раскрыта.

В начале апреля 1990 года в школу, где я работаю, пришла большая комиссия самого высокого уровня - Государственного комитета СССР по народному образованию. Это была необычная проверка. Комитет решил приступить к аттестации школ, а на нашей - отрабатывала с методика этой аттестации.
План этой проверки предусматривал и "срез знаний" учащихся по литературе в одиннадцатом классе. Логика достаточно простая и в чем-то вроде убедительная: о работе автомобильного завода судят по выпускаемым автомобилям, о столовой - по качеству блюд, об об увной фабрике - по ассортименту и добротности обуви; о школе также нужно судить по качеству выпускаемой ею продукции. Качество же измеряется знаниями.
То была первая проверка за всю мою жизнь (а десять лет я сам был одним из главных проверяющих уроки литературы в Москве), когда учитель, его уроки, интерес учеников к предмету никого не интересовали. У меня на уроках присутствовали только потому, что я н а этом настоял.
Итак, мои одиннадцатиклассники отвечали на вопросы тестов. В каждом из вариантов - 15 заданий. Кроме этого, ученик получил листок, на котором проставлены номера заданий, а рядом цифры, обозначающие вариант ответов. В каждом из заданий следовало обвести к ружком цифру ответа, который ученик счел правильным.
Вот некоторые из тестов. "Произнесенное метко, все равно, что написанное, не вырубается топором". В каком произведении Н.В.Гоголя мы встречаем эти слова? 1. "Вечера на хуторе близ Диканьки". 2. "Тарас Бульба". 3. "Мертвые души". 4. "Шинель". "Что, по мне нию Чехова, является основной причиной превращения Дмитрия Старцева в Ионыча (рассказ А.П.Чехова "Ионыч"): 1. Всесилие обывательщины. 2. Условия тогдашней действительности. 3. Личная нравственная позиция человека". "Чем замечательны рассказы Шукшина? 1. Современностью, остротой проблематики. 2. Близостью к народной жизни, народному языку. 3. Юмором". "О чем роман "Мастер и Маргарита"? 1. О любви. 2. О вере. 3. О мастерстве. 4. О нравственном выборе".
После проведения этого тестирования меня спросили, что я думаю о самих тестах. Сама по себе проверка знаний учащихся по литературе - проблема для меня не новая. Не только как для учителя. Десять лет с 1963 по 1973 год, работая учителем в школе, я одновре менно служил в Московском городском институте усовершенствования учителей. В наши обязанности входила и ежегодная проверка знаний учащихся по русскому языку и литературе. Два-три раза в год по итогам проверок мы представляли в городской отдел народного о бразования объемные справки. Одна из них, написанная мной и опубликованная в журнале "Литература в школе", была переведена на английский и дважды опубликована в США.
Но скоро мы поняли, что многое тут абсолютно неясно. Что значит знать литературу? Как проверять эти знания? Мы не раз убеждались, что ученики, у которых пятерки по литературе, не в состоянии самостоятельно разобраться в достаточно простых литературных те кстах. Проработав шесть лет в институте, перепробовав самые разные задания по проверке знаний, я написал методическое письмо по этому поводу, и в 1969 году это объемное, в четыре печатных листа, письмо было издано в Москве и распространено во всех школах города. Книжка эта уже во многом устарела. Но в главном и основном я остался верен тому, что утверждал и защищал в ней.
Позволю себе привести одну небольшую выдержку: "На каждые десять книг, изученных по программе, придется добрая сотня книг, в школе или после окончания ее по собственному выбору для себя прочитанных. И, очевидно, задача наша не просто заставить знать эти десять книг, а на них, через них научить понимать и чувствовать то, что нынешний ученик сегодня или потом в жизни прочтет без учителя..." "Дай человеку рыбу, - гласит восточная пословица, - и он будет сыт один день. Научи его ловить рыбу - и он будет име ть еду до конца жизни". Используя этот образ, можно было бы сказать, что задача школы - научить ловить рыбу, а потому и проверять нужно прежде всего, как ученик умеет ловить ее". Так я писал более четверти века назад, так думаю и теперь.
Что же касается тестов, то психолог по образованию, я имею представление о них и именно поэтому хорошо знаю, что составление их требует высокого профессионализма и, естественно, глубокого знания самого предмета. А потому предложенные тесты принять не мог у. И не только потому, что многие из них, скажем, о "Мастере и Маргарите", "Ионыче", Шукшине и другие, просто некорректны. Можно составить задания, к которым формально не придерешься. Дело в направленности.
Можно ли судить, говорил я, на основании предложенных заданий о понимании учащимися литературы? Возьмем такое задание: "Кому принадлежат слова "всякий человек сам себя воспитать должен..." 1. Рахметову. 2. Инсарову. 3. Базарову". Не буду говорить о том, что "Накануне" в школьную программу не входит. Дело в другом. Слова эти мог произнести каждый из перечисленных литературных героев. Ведь именно о том, как Рахметов сам себя воспитывал, мы и говорим на уроках. И так ли уж велик грех, если в данном случае ученик ответит неправильно?
Переубедить, однако, я никого не смог. Как не смогли и мои товарищи по школе, коллеги из района на совещании с проверяющими и их начальниками. "Наша школа, - возражала нам руководитель комиссии в каком-то высоком ранге, - выполняет социальный заказ обще ства. И мы должны судить о ее работе по итогам. Обществу важен результат. Необходимо разработать такую методику проверки знаний учащихся, чтобы, придя в школу, судить о социальной зрелости учащихся, не глядя учителю в глаза. В конце концов хороших резуль татов от нас требуют родители". Самое горькое - это сознание того, что родителей наших учеников в большинстве случаев действительно волнует не тот след, который оставят в юных душах уроки литературы, а тот, что останется в аттестатах. Помню, как, приняв одиннадцатый класс, я не смог пр ийти на первое родительское собрание. На другой день спрашиваю классного руководителя, были ли какие-либо вопросы ко мне. "Только один: сумеете ли вы подготовить их к экзаменационному сочинению в школе и вузе".
Пирогов более ста лет назад говорил об "экзаменационном" и "классно-переводном обучении". И что собственно в этом отношении изменилось? Учительница литературы в свой выходной день едет с учениками в чеховское Мелихово и просит завуча снять в субботу у ре бят последние два урока. "Вам бы все гулять, - отвечает завуч, - вместо того, чтобы учить детей".
Я тогда рассказал об этом сюжете с тестами в "Народном образовании" и "Новом мире". И думал, что сюжет закрыт: а что можно было возразить? Да никто и не возражал. Прошло пять лет. И вот мне приносят справочник для поступающих в Московский университет 199 4 года.
"Персонажем какого произведения является Петр Петрович Лужин: 1. "Мертвые души". 2. "Гроза". 3. "Обломов". 4. "Преступление и наказание". 5. "Тихий Дон"?" "Кто из литературных героев отрицательно относился к искусству и был убежден, что "Рафаэль гроша ме дного не стоит": 1. Онегин. 2. Печорин. 3. Обломов. 4. Базаров. 5. Раскольников?" "Кто из русских поэтов является автором стихотворения "Собаке Качалова": 1. Некрасов. 2. Блок. 3. Есенин. 4. Маяковский. 5. Пастернак?"
Бесспорно, есть определенный круг фактов, который школьник должен знать. Ученик, который считает, что Петр Петрович Лужин - персонаж "Грозы", не знает ни этой пьесы, ни романа Достоевского. Но можно ли сказать о том, кто верно ответил на этот вопрос, что он понял "Преступление и наказание"?
Два сюжета из прочитанных в газетах произвели на меня сильное впечатление. Один: когда в США протестировали людей на предмет знания американского права, оказалось, что право лучше всех освоили чикагские гангстеры. И другой. В одном из экспериментов шахма тистов попросили после очень краткой демонстрации шахматных фигур на доске ответить на вопрос, сколько на ней стояло фигур. Но время демонстрации было столь малым, что один за другим шахматисты с огорчением отвечали: "Не помню". И лишь один гроссмейстер с раздражением воскликнул: "Да не помню я, как стояли фигуры и сколько их было! Но одно я знаю точно. Если белые начинают, то они дают мат в два хода". Вот сердцевина обучения: не просто запомнить сумму фактов и фактиков, а понять взаимосвязь фактов, явл ений, их внутренние взаимоотношения.
Куда там. Вот тесты 1995 года, по которым принимают в один из самых престижных вузов страны (поскольку у меня ксерокопии без штампов и грифов, не называю самой фирмы).
"В стихотворении "Вновь я посетил..." а) березы, б) дуб, в) сосны, г) ели". "19 октября - это день: а) окончания Лицея, б) открытия Лицея, в) первой попойки, г) выхода первого литературного журнала"...
Помню, как поразили меня вопросы Ю.М.Лотмана по стихотворению "Анчар" в учебнике-хрестоматии по литературному чтению для IX класса эстонских школ. Вот, скажем, этот: "ПОСЛУШНЫЙ РАБ - только жертва князя или невольный убийца и соучастник зла?" И вот с эти м самым рабом я вновь встречаюсь в пушкинских тестах: "Что случилось с рабом в стихотворении "Анчар": а) умер, б) убит, в) убежал, г) поднял восстание рабов"...
Под стать пушкинским тесты по роману "Отцы и дети". "Имя Базарова: 1. Евгений Васильевич, б) Евгений Сергеевич, в) Евгений Иванович, г) Евгений Петрович". "С кем сравнивает Павел Петрович княгиню Р.? а) с Фениксом, б) с Саламандрой, в) со Сфинксом?" "Как зовут новую жену Николая Петровича: а) Манечка, б) Ниночка, в) Устинька, г) Феничка?" "К кому Ситников привез Аркадия с Базаровым: а) к Кукшиной, б) к Кукушкиной, в) к Кашкиной, г) к Клушкиной"...
Понятно, что обращение к тестам вызвано и весьма прозаической причиной: их легко проверить, легко оценить, сделать это может и машина. К тому же это модно. Все и всех тестируют. Создаются центры тестирования. А мы что, не люди? И мы не лыком шиты. Опять же: все, как у них там, за бугром, за океаном. Есть тут и такой ныне модный аргумент: зато никакой идеологизации, никаких там эмоциональных охов и ахов - проверяем точные факты, глубину подлинных знаний.
Но что значит знать литературу? Изучается ли литература в школе лишь для получения знаний о литературе? И вообще - в чем цель и назначение школьных уроков литературы? До тех пор, пока мы вразумительно и ясно не ответим на эти исходные, фундаментальные вопросы, и будут сочиняться постыдные стандарты, по которым мысли и чувства учеников должны сверяться с заранее утвержденными эталонами, нелепые тесты, изжившие себя фор мулировки тем экзаменационных сочинений в школе и вузе.
P.S. Эта статья уже была написана, когда я в журнале "Вопросы литературы" прочел юмористические тесты А.Кнышева. Вот некоторые из них.
Грибоедов написал поэму "Горе..." а) луковое, б) от ума, в) от изжоги, г) от нечего делать. Образ Базарова: а) положительный, б) отрицательный, в) равен нулю, г) с усами.
Закончите правильно следующие цитаты: "Выхожу один я..." а) на дорогу, б) на работу, в) на медведя.
"Мой дядя самых честных..." а) правил, б) увольнял, в) заставил, г) выдумать не мог. Маяковский написал поэму "......!" а) хорошо, б) удовлетворительно, в) отлично, Константин, г) нормально, Григорий.
Увы, примеры, которые приводил я, не менее смешны. Но они и страшны. Это не пародия - жизнь, реальность.
Лев АЙЗЕРМАН, учитель литературы 303-й московской школы

Как видим «лучшее в мире образование» на проверку оказывается формализованным, окостеневшим и его преимущество было, все-таки, лишь в бесплатности и в обязательности. Только не говорите, что это не так! Если в школе давали НЕПРАВИЛЬНЫЕ знания, то где же оно выказывает свое «лучшество»? Как пример НЕПРАВИЛЬНОСТИ советской школьной системы образования служит тезис «Человек произошел от обезьяны». Эту «истину» давали на советских уроках биологии, т.е. подача теории эволюции находилась на довольно примитивном уровне и «соответствовала» идее Энгельса, которую он изложил в «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (кстати, вот тоже пример КПД образования– многие бывшие советские школьники приписывают эти слова Марксу) «Труд сделал из обезьяны человека». Такая некорректная подача теорий эволюции привела к тому, что у многих советских выпускников в голове засела мысль: «Если горилла будет работать, она может стать человеком». Отголоски этой неправильности мы видим в обсуждениях на различных форумах теории эволюции, где 30-50 летние (!) бывшие советские школьники, брызгая слюной, пытаются опровергнуть эволюцию вообще. И таких «гениев» не один или два, а тысячи. Это не результат ли неправильной «лучшей в мире»? И не является ли таким результатом то, что человек закончивший советскую школу с золотой медалью ударяется в мракобесную религию и с трудом понимает механизмы эволюции?
Проблемы советского образования нужно обсуждать, а не превращаться в страуса зарывшего голову в песок (вот тоже шикарный пример заблуждений) – это не рационально и вредно для тех, кому Советская страна не чужая.


  • 1

ПМСМ, дело не в образовании

---Если было такое замечательное образование, то почему люди, получившие его так подвержены влиянию мракобесия?---

Образование действительно было замечательным (если сравнить их и нашу среднюю эрудицию - т.е., набор сведений, вовсе не обязательно предохраняющих от мракобесного мусора в голове).
Но способность найти Уругвай на карте вовсе не защита от мракобесия!
Мозг человека очень изменчив и восприимчив к информации извне. А чтобы её воспринимать критически, формального образования совершенно не достаточно: ещё нужны
- способности
- бытие, к тому располагающее
- мотивация

Про преподавание литературы и трактовку преподавания биологии - и сказать нечего... Вы опять обобщаете какие-то феерические случаи. Проверять знание литературы по тестам - это вообще звиздец. Если учитель литературы не понимает - как и зачем её надо преподавать - ну, преподы по гуманитарным наукам всегда отличались... Наша учительница была парторгом в школе, совершенно гадко обращалась с детьми (унижала перед всем классом тех, кто не мог её поставить на место своей бойкостью), а в 90-е фанатично уверовала в бога.

Re: ПМСМ, дело не в образовании

О феерических случаях: если они есть, то почему на них не обратить внимание и не обобщить? Тем более случаи довольно часты и превращены были в систему. :-)

Re: ПМСМ, дело не в образовании

Проверять знание литературы по тестам - это вообще звиздец. Если учитель литературы не понимает - как и зачем её надо преподавать

вообщето понимает, и про эти тесты говорит тоже самое..

ну весь текст ниасилил, по причине, очевидно, слабого образования, но на начальные ваши замечания могу сказать, что
1 Суворовщина в том, что имхо изначально неверный постулат вы облекли в достаточно достоверную и привлекательную форму, что дает большую пищу для споров.
Может, это и не суворовщина, но в конце конов у каждого своя суворовщина, я полагаю.
2 "не смеяться, а помогать".
маленькие дети циничны и жестоки, в любой стране мира.
Если нет, значит- они это скрывают, то есть являются лицемерами.
3 человек, который не может найти на карте Африку- именно , что тупица. Каким бы ужасным ни было бы образование.
Зуб даю ,что у этих ученичков в зрелом возрасте IQ меньше 100

1. А о каком постулате идет речь? Или у нас разное представление о постулатах вообще? :-)
2. "маленькие дети циничны и жестоки, в любой стране мира. Если нет, значит- они это скрывают, то есть являются лицемерами." - мне нравится вот этот ЛЖИВЫЙ постулат :-) Им любят оправдываться негодяи. "Люди по своей природе жестоки" - говорили нацистские лидеры оправдывая злодеяния. А вы у нас Геббельс, я смотрю.
Маленькие дети разные. И если я не был циничным и жестоким - это не значит, что я скрывал свои ублюжеские наклонности. Мне видимо повезло - я либо жил в окружении подавляющего кол-ва детей-лицемеров :-) Лицемерие в 6-8 лет - это вы здорово загнули. Вам бы нобелевскую премию за открытие :-)
3. IQ? У меня нет комментариев. Я вообще не воспринимаю людей, которые в качестве уровня знаний пользуются IQ-тестами :-) Это одно и то же , что качество товара оценивать по ТВ-рекламе.
Кстати, если уж речь о тупицах, то Ньютон тоже в географии был не силен и считался туповатым. Но, по моему один этот тупица перевешивает вас 100.000 умников, которые в школе изучают законы дефективного англичанина. Посмеемся? :-)

1 Постулат у вас такой, что совковое образование было плохим, что тут неясного?
2 Мне казалось, что мы говорим о чертах, характерных для основной части детей . Разумеется, есть и исключения.
Ребенок изначально растет животным. Если бы не влияние среды- он бы и вырастал животным, с полным отстуствием моральных установок. Задача общества , начиная с семьи и кончая образовательными институтами- как то придать социальность звериной сущности индивидуума-ребенка.
Но ,увы, дети непоседливы, непослушны и беззаботны. Им обычно не верится в то, что рассказывают им взрослые. Им это скучно, им это неинтересно
В молодости человек уверен в своих силах и наплевательски относится ко многим вещам, начиная со своего здоровья, кончая моральными ценностями ( не прелюбодействуй, как же).
Лишь в достаточно зрелом возрасте можно ожидать каких то качественных изменений характера.
Поэтому, для непонятливых повторяю:
Дети. Очень. Жестоки.
Очень хороший пример- сравните нравы на зоне для взрослых и на зоне для малолеток.
Почему зона? А там все очень обнажается.
3 IQ тест – это отвратительный инструмент для проверки уровня знаний и интеллекта. Но более быстрого и простого способа определить этот самый уровень я не знаю.
Если у человека, учившегося в школе, IQ меньше 90, я ответсвенно заявляю, что этот человек глуп.
Разумеется, бывают и исключения.
Ньютоны..
А также есть люди из другой эпохи, которые ,являясь гигантами мысли своего времени- не набрали бы и 50 очков в IQ тесте.
Но ведь мы же обсуждаем реалии сеогдняшнего дня, не правда ли?
А реалии таковы:
Если вы из 6 миллиардов человек захотите отобрать себе десяток для умственной работы, и у вас будет выбор это будут случайно отобранные люди с айкью выше 120 или случайно отобранные десять человек с айкью ниже 100. ВЫ ЗНАЕТЕ ВАШ ВЫБОР.
Поэтому не надо тут лицемерить и разводить демагогию.

1. Вот тут вы похожи на тех, кто не может на карте Африку найти :-) Цитирую свой основной момент, то что вы называете постулатом: "Так было ли советское школьное образование лучшим в мире? Как не парадоксально это прозвучит: да, было лучшим, но не правильно организованным....". :-) Вы меня довольно сильно насмешили: в отличии от географической неориентации у вас текстовая слепота. Остальные пункты не обсуждаю, т.к. похоже на "слышу звон..." :-)

это не постулат, это какая то игра ума.
Для затравки вы приводите пример, совершенно вопиющий, и имхо лживый. Все осталдьные ваши выводы меркнут перед таким "фактом"
Это то же самое, что сказать:
-Вася пидор, но человек неплохой.

Если бы он был лживый, то вы здесь увидили бы возмущенные посты моих бывших одноклассников :-) Я пишу только то, что было - в противном случае это был бы поклеп на тех людей, которые до сих пор живут со мной по соседству, с которыми я встречаюсь и с помощью которых я освежил память :-) Коллективом всегда легче вспомнить. А давать свое имхо по неведомым вам случаям - это верх маразма. Это как раз по-резуновски :-)

Дополнение для "знатока всего и вся" olleke_bolleke. Отрывок из книги Виктора Федоровича Шаталова "Эксперимент продолжается":
"В контрольных классах 35-й и 5-й школ два ученика не смогли найти на картах ни одного географического объекта. Нет-нет, карты были исписаны, но Гималайские
горы благополучно перекочевали в Северную Америку, а Кордильеры - в Западную Европу. Северное море переселилось на место Охотского, а Охотское море стало
омывать берега Кубы. Еще 16 учеников смогли отметить на картах от 1 до 6 объектов. Вдумаемся: у двух лучших учителей географии 18 ребят в конце учебного года практически ничего не знают даже в области номенклатуры!".
Т.е. и педагог-практик лжет? :-)

однако не найти на карте кордильеры -это не так позорно, как не найти африку.
Может , и в самом деле у вас там в челнах учителя совсем плохие были? (что все таки не отменяет бестолковости не знающих африку ученичков)

хорошо раскрыл второй пункт!

Нам гооврили не про обезьяну, а про общих предков :)

Предлагая провести изучение "среза знаний" - какую же инфу получили советские школьники о происхождении человека? :-) Вот я, как человек, который много проводит время в общение с разными возраста, делал людям "открытие", что Дарвин как раз и не утверждал о схеме "обезьяна-человек" :-) Но со школы это у людей застрялов голове. Почему? Каким образом? :-)
Да наберите по этой теме в том же яндексе - "срез" будет на лицо :-)

  • 1
?

Log in