dmpokrov (dmpokrov) wrote,
dmpokrov
dmpokrov

Святой преступник

Так уж вышло, что я постоянно возвращаюсь к вопросам связанным с Русской православной церквью. Предыдущий обширный очерк о жировании дореволюционной РПЦ вызвал определенное количество откликов, которые, к сожалению, большей частью ушли в очередные споры о вере, религии и других мелких вещах. На самом же деле вера - это пустота, на которую обращать внимание в наше время бесполезно, а вот институты спекулирующие на этой пустоте, опиуме для невежд, из поле зрения упускать нельзя. На данный момент самым главным спекулянтом и паразитом является именно структура под названием РПЦ. И этот паразит уже во всю проник во все дыры современного государства начиная от детских садов и кончая президентским троном. Поэтому продолжим рассматривать, что же это за бычий цепень такой всепроникающий...

В 1989 году в честь 400-летия установления патриаршества на Руси Архиерейский Собор Русской Православной Церкви совершил канонизацию своего первого патриарха Иова в лике святителя*. Дело, конечно, нужное, богоугодное - без святых церкви не обойтись. А, кстати, за что вообще канонизируют?
По словам председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия: "Основными критериями канонизации общецерковных и местночтимых подвижников веры в Русской Православной Церкви являются праведное житие, безукоризненная православная вера, народное почитание, чудотворения..."
То, что патриарх Иов был православным верующим - факт неоспоримый и, можно допустить, что забитый, темный народ его где-то даже почитал, а вот два оставшихся пункта вызывают сомнения. Полистав жития святого Иова я почему-то не обнаружил список фокусов чудес, которыми этот поп развлекал толпу, хотя, может что-то было мной упущено - не специалист я в чудотворениях. А вот про праведное житие...
Известно, что патриарх Иов был близким другом Бориса Годунова. На правление последнего выпал страшный голод (украинский "голодомор" детский лепет по сравнению с ним) разразившийся в следствии неурожая 1601 года и длившийся почти до начала 1604 года. Что бы понять, какая это была катастрофа приведу статистику: из 10-ти миллионого населения России того времени умерло, в следствии голода и сопутствующих болезней, 3 миллиона.
И вот теперь настоящее чудо: ради интереса просмотрите православные сайты (например: 1, 2, 3, 4, 5, 6) на предмет описания жизни патриарха Иова и вы обнаружите интересную штучку - удивительное пропадание периода с 1601 по 1603 год (в лучшем случае мимоходное упоминание голода). А ведь по идее когда, как не во всенародное бедствие не показать свою удаль праведного жития, бескорыстия и умения тремя буханками накормить голодных? Почему же церковники стыдливо замалчивают эти годы?
А все очень просто, в то время когда люди ели друг друга, когда правительство Годунова выбивалось из сил решая проблему обеспечения продовольствием народ (проводились реквизиции, репрессии против спекулянтов, дотации малоимущего населения, бесплатные раздачи хлеба из царских житниц), первый патриарх... Тут мы обратимся к свидетельству голландского торговца Исаака Массы, который находился в России с 1601 по 1609 год.
"Иные, имея   запасы  года  на  три  или  на  четыре,  желали продления голода, чтобы выручить больше денег, не помышляя о том, что  их  тоже  может  постичь  голод.  Даже  сам патриарх,  глава духовенства,  на которого смотрели в Москве,  как  на  вместилище святости,  имея  большой  запас  хлеба, объявил,  что не хочет продавать зерно,  за которое должны  будут дать  еще  больше денег;  и у этого человека не было ни жены,  ни детей,  ни родственников,  никого,  кому он бы мог оставить  свое состояние,  и  так  он был скуп,  хотя дрожал от старости и одной ногой стоял в могиле." - писал голландец в своих записках. Что бы понять каковы были запасы зерна у патриарха и почему его действия не могли быть пресечены Годуновым обратим свой взор на пару лет назад от голода.
Дело в том, что став царем Борис Годунов обложил налогом все церковные владения, но уже через год, в 1599, он дал обратный ход и вернул непосредственным владениям патриарха привелегии, вплоть до невмешательства светских властей во внутренние дела патриарха и его подчиненных. При таких условиях можно было и понаглеть. Вот патриарх Иов со своими подручными и наглел, а вместе с ними наглели и другие попы. Так в крупнейшем неставропигиальном (т.е. не подчинявшийся напрямую патриарху, а относящийся к епархии) монастыре того времени  - Кирилло-Белозерском, который владел сотнями деревнями (!!!), в голодные годы хранилось свыше 200 тысяч пудов зерна.
Картина вырисовывается очень не лицеприятная, не правда ли? Впору задуматься, почему дореволюционная РПЦ не спешила с канонизацией своего первого патриарха и почему современные канонизаторы в житиях святого патриарха Иова
старательно обходят стороной  неудобные годы.

* - Святители — в православной церкви святые из епископского чина, почитаемые церковью как предстоятели отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысел божий о церкви в ее движении к царству небесному.
Tags: атеизм, история, маразм, патриарх, религия, святой
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments